Период адаптации малыша в детском саду:родителям на заметку

22 сентября 2016 г., четверг

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении , известно: начало учебного года- трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. 

Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть  от крика новенького.  Период привыкания детей – неизменна сложная проблема.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали малыша с такой стороны!

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Большинство детей резко  отрицательно и бурно выражают  свое отношение к происходящему:  громко плачут, бросаются на пол, царапаются,  кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом . Они то просятся на руки к взрослым у, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в сто, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течений 20-30 дней.

Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены.  У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом , а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания,  сидят уставившись в одну точку , не притягиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных , общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет; здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать,  какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест; раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более  двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здания детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.  

Наш «Чувашско- Дрожжановский»детский сад был открыт в 1987 году.  А в 2008 году нам построили новый красивый, уютный, благоустроенный детский сад. У нас действует одна разновозрастная группа. В настоящее время детский сад посещают 28 детей. Из них 12 вновь прибывших детей. Период  привыкания детей в нашем саду не проходит незаметно. У нас тоже есть некоторые затруднения. Но мы стараемся их всячески преодолевать.                                                                                       

Характер и длительность адаптации зависят от жизненного опыта малыша.

 А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может: Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом взрослых- родителей и всех сотрудников дошкольного учреждения.

Проблема адаптации - это проблема родителей, но никак не персонала группы, как у нас принято считать. Задача родителей –правильно  подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей- помочь родителям легко адаптировать малышей.

 

 


Казакова Н. В, воспитатель 1 категории МБДОУ «Чувашско- Дрожжановский детский сад»

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International